Что влияет на профессиональное самоопределение ребенка и как ему помочь с выбором будущей профессии.
Что влияет на профессиональное самоопределение ребенка и как ему помочь с выбором будущей профессии.
Профессиональная ориентация помогает старшеклассникам с выбором профессии или направления обучения. Она представлена в виде системы мероприятий, проводимых в 9-11 классах. Ее не следует путать с профессиональным самоопределением – довольно сложным и продолжительным процессом развития субъективной готовности учащегося совершить выбор вида деятельности, которым он намерен заниматься в будущем. Сегодня чаще всего беседы о дальнейшем трудоустройстве в школах начинают лишь с 8-9 классов, пренебрегая закономерностями психологического развития ребенка. Естественно, ожидать при этом от него осознанного и обдуманного выбора профессии не приходится. Другими словами, мы приступаем к строительству дома с верхних этажей, а потом искренне недоумеваем, почему ничего не выходит. А ведь фундамент нужно закладывать еще в дошкольном возрасте и продолжать укреплять его в младших классах. Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников. Уже с первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.
Цели и задачи профориентации младших школьников
Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее). Уже в 1 классе классный руководитель должен познакомить детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, программа предмета «Окружающий мир» предполагает экскурсию, в процессе которой ребята узнают, чем занимаются повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал.
Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; детализировать базовые понятия о разных профессиях; предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.
Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи: воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения; формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности; приучать выполнять свою работу качественно; мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик; развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.
Подводя итоги
Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.